Шабат Захор


В субботу, предшествующую Пуриму, в качестве «мафтира» читают отрывок из книги Дварим (25:17-19), в котором говорится о заповеди, предписывающей уничтожить потомство Амалека. По слову «захор» («помни»), с которого этот отрывок начинается, эта суббота называется «Шабат захор». 

Это конец раздела «Ки-тецэ», три стиха, в которых  сказано: «Помни, что сделал тебе Амалек в дороге, когда вы вышли из Египта».

 

И это заповедь из Торы – помнить, что сделал нам Амалек. Что же он сделал? – «Он случился тебе в дороге (и это уже второй раз говорится, что в дороге), и перебил позади тебя всех ослабевших, а ты был усталый и измученный, и не боялся Бога».  По контексту здесь невозможно определить, к кому относится такое страшное определение «не боялся Бога». По общему смыслу ясно, что простое значение – это про Амалека, но намёк есть и на то, что это про нас самих, потому что, если бы мы были полны нужного состояния трепета перед Богом, то Амалек бы и не возник на нашем пути. Сама обязанность помнить, что сделал нам Амалек, в мидраше объясняется  с  помощью притчи. Сынишка, когда был маленький, он забрался в чужой сад воровать фрукты, и на него напала злая собака, и покусала его. Когда он вырос, то отцу было неприятно говорить ему: «Помнишь, как ты хулиганил и залез в чужой сад», и он поэтому говорил: «Ты помнишь этого злого пса, как он тебя покусал?». Точно так же мы должны помнить, что сделал нам Амалек. Пока же нам сообщено, что мы должны помнить то, что «он нам случился в дороге». И, наконец, завершающий стих: «И будет, когда Всевышний даст тебе покой от всех твоих врагов вокруг в земле, которую Всевышний, твой Бог, даёт тебе в наследие, чтобы ты владел ею, сотри память Амлека из-под Неба; не забудь».  Эта заповедь дополнительно к тому, что я должен помнить, что мне сделал Амалек, я должен  ещё полностью стереть его память из-под Неба и при этом не забыть. Понятно, что на первый взгляд здесь некий парадокс: если я забуду, то казалось бы, что и памяти уже не остаётся, но каждый человек, «знакомый со склерозом», согласится, что это вовсе не так, потому что я могу склеротически забыть, а на самом деле память об этом у меня хорошо хранится. Стереть память об Амалеке обозначает, что в этом мире не должно остаться ничего, чтобы напоминало о нём. По человеческим понятиям эта заповедь вроде бы верх жестокости, именно поэтому наш благороднейший царь Шауль был в таком смущении, когда пророк Шмуэль передал ему заповедь пойти и стереть Амалека полностью: и детей от мала до велика, и животных, и всё имущество, то есть, чтобы ничего не осталось.