Герб города Беэр-Шева, Израиль Беэр-Шева. Beer-Sheva.


 

 

 

 

Беэр-Шева (ивр. ‏ באר שבע‏‎ «колодец клятвы» или Вирсавия — город на юге Израиля.

Город является административным центром Южного округа Израиля. Здесь расположен ряд учебных учреждений, в том числе Университет Бен-Гуриона, больница «Сорока» (вторая по величине в Израиле), окружной суд, городской театр, региональные отделения различных правительственных служб. В начале XXI века город также является крупным культурным и промышленным центром. Библейская Вирсавия (Тель-Беэр-Шева) расположена северо-западнее современного города; в 2005 году получила статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Беэр-Шева расположена в Северном Негеве, в 81 км от Иерусалима, в 115 км от Тель-Авива и в 240 км от Эйлата.

 

Беэр-Шева (Вирсавия) неоднократно упоминается в Библии. В Книге Бытия, в частности, описывается следующий эпизод, связанный с «колодцем клятвы», выкопанным Авраамом.

 

История города.


Точное происхождение названия «Беэр-Шева» неизвестно. Слово «беэр» (ивр. ‏בְּאֵר‏‎, араб. بئر‎) означает «колодец». Согласно Библии, в Беэр-Шеве (Вирсавии) Авраам вырыл колодец и заключил союз с Авимелехом, царём Герара, принеся при этом в жертву — в знак клятвы верности — семерых овец. В Библии указывается: «Потому и назвал он сие место: Вирсавия, ибо тут оба они клялись» (на иврите слово «шева» (ивр. ‏שֶׁבַע‏‎) можно трактовать и как «семь» и как форму слова «клятва» (ивр. ‏שבועה‏‎)). Следовательно, название можно понимать как «колодец клятвы» или «колодец семи (овец)». Позже Исаак тоже заключил союз с Авимелехом, после чего опять указывается, что он назвал эту местность «Беэр-Шева»: «В тот же день пришли рабы Исааковы и известили его о колодезе, который копали они, и сказали ему: мы нашли воду. И он назвал его: Шива. Посему имя городу тому Беэршива (Вирсавия) до сего дня». Среди толкователей Библии некоторые придерживались мнения, что название происходит от семи выкопанных колодцев.

Судя по археологическим находкам, люди селились в данной местности уже в период халколита (4—3 тысячелетия до н. э.), эти находки относят к т. н. беэр-шевской культуре, от которой сохранилось 7 стоянок, чьи жители занимались сельским хозяйством и ремёслами. В этих поселениях плавили металл, изготавливали предметы из камня и кости, в том числе слоновой; находки указывают на связи с северным Ханааном и Египтом. При раскопках были найдены уникальные статуэтки из слоновой кости. Культура медного века исчезла в Беэр-Шеве около 3150 года до н. э. В бронзовом веке, в течение около 2000 лет, этот район был полностью заброшен.

Фото - Беэр-Шева, здание суда

Здание окружного суда

Первое упоминание о городе содержится в Библии, где она упоминается в качестве самого южного города колена Иуды и всего Ханаана. В тот период в Негеве существовали в основном большие неукреплённые поселения, и Беэр-Шева была значительным центром активности в регионе. Библейская Беэр-Шева расположена восточнее современной, в Тель-Беэр-Шева. Первые культурные слои относятся к XII веку до н. э., когда были возведены простейшие каменные строения. В первой четверти X века до н. э., что соответствует началу царствования Давида по библейской хронологии, на холме возвели укреплённый город. С этого момента Беэр-Шева являлась большим городом, административным и религиозным центром Негева. Скорее всего, город сильно пострадал при экспедиции в Ханаан фараона Шешонка, после чего был отстроен вновь. Город был превосходно спланирован для того времени: он был возведён на вершине холма, имел мощные укрепления и сложную систему водоснабжения. Археологические находки в Тель-Беэр-Шева дали историкам богатую информацию. Окончательно город был разрушен во время похода ассирийского царя Синаххериба в 701 году до н. э.

 

При персах и в эллинистическую эру в Беэр-Шеве существовали только маленький сторожевой пост и храм.

 

В римский и византийский периоды город стоял на месте нынешнего «старого города» (турецкая Беэр-Шева), о чём свидетельствуют найденные в Тель-Беэр-Шева руины византийской церкви. С римских времён осталось очень мало свидетельств, город начал развиваться при Веспасиане, начавшем строительство укреплённого барьера — лимеса (Беэр-Шева стала его частью). При иллирийских императорах город достиг вершины своего развития: регион стал безопасным, торговля процветала, здесь был центр епархии.

Беэр-Шева в османский период, снимок с минарета

 

После арабского вторжения Беэр-Шева исчезла с карты до основания турками современного города в 1900 году. Турецкий город планировался как административный центр для контроля за племенами бедуинов, слабо подчинявшимися османским властям. Город был основан на стыке территорий трёх наиболее крупных племён, там же имелись множество колодцев и удобная переправа. Власти приобрели у бедуинов земли и стали продавать их желающим там поселиться. Первым построенным зданием была Сарайя (мэрия), построенная вторым наместником, Мухаммадом Джар-Аллой. В 1903 году в городе было 38 домов, а население составляло 300 человек. Позже были построены многие общественные здания: мечеть, дом наместника, станция и железная дорога в Иерусалим и Дамаск.

Первая мировая война дала толчок развитию города, который служил для турок южной военной базой для войны с британцами, опорные позиции которых располагались в Египте. Для этой цели были построены укрепления, дороги — обычные и железные, население города выросло ещё больше. Беэр-Шева являлась восточным опорным пунктом в южной линии обороны, начинавшейся в Газе; она контролировала дороги, и в ней было много колодцев. После английских неудач на этом фронте в 1917 году командующим Египетским экспедиционным корпусом был назначен генерал Алленби, под командованием которого 31 октября 1917 года город был захвачен. Вслед за этим пал южный фронт турецких сил, а потом — и вся Палестина.

На сегодня Беэр-Шева — второй (после Иерусалима) по муниципальной площади город Израиля, его площадь составляет 117,5 км². Беэр-Шевская низменность лежит на северном краю пустыни Негев, у подножья Иудейских гор; средняя высота — 280 метров над уровнем моря. Город лежит в центре впадины, в 115 км от Тель-Авива и 120 км от Иерусалима. Через город проходят дороги, соединяющие центр (и север) страны с Эйлатом.

По данным Центрального статистического бюро Израиля, население на 2018 год составляет 213 604 человека. Кроме постоянного населения и репатриантов, в городе проживает большое количество студентов.